Онлайн-выставки

Валентин Елизарьев: 50 лет творческой деятельности

 

Е.Глебов

«Тиль Уленшпигель»

 

Балет был создан композитором в 1974 году и впервые поставлен на сцене театра хореографом О.Дадишкилиани. Валентин Елизарьев впервые поставил балет Е.Глебова «Тиль Уленшпигель» в 1977 году в Ленинграде, в Кировском театре. Работая над постановкой балета, Валентин Елизарьев создал собственное либретто и отказался от многих сюжетных линий романа-эпопеи, связанных с образами Клааса, Сооткин, Катлины, Ламме Гудзака. Отказался, чтобы сконцентрировать внимание на образе главного героя, дерзкого, насмешливого, вольнолюбивого Тиля, сделать акцент на основных моментах его жизни (рождение, взросление, любовь, борьба, смерть). Известно, что новаторская хореография молодого автора, нетрадиционный взгляд на балет, необычное сценографическое решение привели к неоднозначной реакции профессионального сообщества, мнения разделились. Постановка была принята (на сторону спектакля стал в том числе главный дирижёр театра Юрий Темирканов), однако долго в репертуаре не продержалась.

«Хореография Елизарьева [в новом балете «Тиль Уленшпигель»] была не похожа ни на какую другую»

  Майя Плисецкая

 

Совсем иная судьба ждала балет в Минске. В своей постановке 1978 года радикально пересмотрел первоисточник: написал собственное либретто и создал новую хореографию.

"Елизарьев и Лысик выстроили сюжет "Тиля" как легенду, как драму столкновения свободы и насилия, верности и предательства" - так прочитывала критика замысел спектакля.

 

 

 

 

С композитором Е.Глебовым 

 

«Хореограф стремился осмыслить тему балета как общечеловеческую проблему, имеющую отношение к нашему времени, а не только к XVI веку и народу Фландрии.

Мысль авторов спектакля двигалась яростным протестом против всех форм инквизиции и фашизма, в том числе и современных. «Уверен ли ты, что в этом мире уже нет ни Карлов Пятых, ни Филиппов Вторых?» - эти слова Шарля де Костера были чрезвычайно близки им и могли быть поставлены эпиграфом ко всему спектаклю. ... Поэтическая многозначность образов, помогающая соединить век нынешний и век минувший, характерная для каждого из компонентов и для спектакля в целом, позволила авторам нарисовать сложную, многокрасочную музыкально-хореографически-живописную картину».

  Юлия Чурко

 

 На репетиции: Л.Бржозовская, В.Елизарьев, Ю.Троян

После премьеры. С.Манзалевский, Ю.Троян,  В.Елизарьев, Л.Бржозовская, Е.Лысик

 

  

 Сцена из балета

 В 2004 году балет обрёл новую жизнь: новая авторская редакция получила название «Легенда об Уленшпигеле». Балет находился в репертуаре театра до 2011 года.

 

 Неле – Л.Кудрявцева, Тиль – А.Кравченко

ПАРТНЕРЫ