П.Чайковский
«Щелкунчик»
В 1982 году Валентин Елизарьев один из самых долгоживущих на балетной сцене спектаклей -«Щелкунчик» П.Чайковского.
«С упоением работал над «Щелкунчиком», премьера которого состоялась в 1982 году, а первый акт спектакля увидел… во сне. Петр Чайковский перед «Щелкунчиком» написал «Детский альбом». И на его базе создал балет. Так сложилось, что в этом спектакле нет классического наследия. У Мариуса Петипа был не очень удачный вариант. Затем Федор Лопухов сочинил свою хореографию, которая не сохранилась. Создавать балет можно с нуля и разрешить самому себе полет фантазии, ведь никто не знает, каким должен быть пластический рисунок. Сюжет в балете удивительный. Не стоит забывать о литературной основе, она есть всегда и дает толчок для появления чего-то нового. В моем балете – и тайна, и радость, и сон Маши…»
Валентин Елизарьев
«Мне кажется, “Щелкунчик” со мной всю жизнь, начиная с Академии русского балета в Петербурге, где я ещё учеником исполнял роль Щелкунчика-куклы. Глубина, загадочность музыки балета Чайковского неисчерпаемы. Пытаясь приблизиться к музыке, я шаг за шагом шёл к своему видению спектакля.
Ключевым моментом в работе над либретто стал образ Дроссельмейера, который, надев маску Мышиного короля, придумал испытание для чувств Маши.
“Рождение” спектакля произошло, как только художник Лысик представил свой макет, в счастливом творческом единомыслии. В ту же ночь во сне я увидел первый акт балета - притчи о детстве и взрослении, о доверии и способности к самопожертвованию...»
Валентин Елизарьев
Представление макета балета "Щелкунчик"
Е.Лысик представляет макет спектакля "Щелкунчик"
«Елизарьевский спектакль не выглядел поставленным для детей жизнерадостным простачком, а как всегда у хореографа был рассчитан на высокое духовное восприятие».
Юлия Чурко
«Балет «Щелкунчик» удивительно органично объединил в своей ткани редко соединимые качества - величественность и сердечную теплоту, фееричность и камерность»
Татьяна Мушинская
После премьеры балета "Щелкунчик": А.Анисимов, В.Елизарьев, Ю.Троян, Л.Бржозовская
В 2020 году почти сорокалетний спектакль предстал в новой авторской хореографической редакции.
«Какой же предстала знаменитая сказка? Если коротко -очень красивой и философичной, потому что она затронула целый ряд актуальных тем, которые каждый волен «повернуть» в свою сторону, рассматривая их в разных смысловых ракурсах.
Одна из вечных тем - детство, которое незаметно перерастает в тинейджерство, а потом в юность. Вторая - мир грёз, той «виртуальности», которая перекликается с реальностью, отражается в ней, формирует человеческую личность. Третья - люди и куклы, где они часто будто меняются местами. А вместе с этим - возможности и проблемы сублимации, ведь кукольный Щелкунчик заменяет Маше близкого друга. Ещё тема - одиночество и поиск не столько собеседников, сколько тех, кто тебя понимает и тем самым помогает тебе понять самого себя. Связь поколений, когда старшее поколение ищет наследников, а младшее - мудрых советников. И над всем - тема творчества, красоты и добра в самых широких смыслах этих слов».
Надежда Бунцевич
Репетиция новой постановки балета "Щелкунчик"
В.Елизарьев, Ю.Ковалев
На репетиции спектакля "Щелкунчик": Ю.Троян, Л.Бржозовская, И.Еромкина, В.Елизарьев, А.Кравченко
После премьеры балета "Щелкунчик"
В 2022 году балет "Щелкунчик" в постановке Валентина Елизарьева был представлен в ходе гастролей Большого театра Беларуси на Исторической сцене Большого театра России.
В.Оводок, Е.Дулова, В.Урин, В.Елизарьев
Труппа Большого театра Беларуси после спектакля "Щелкунчик" в Большом театре России