Онлайн-выставки

Валентин Елизарьев: 50 лет творческой деятельности


Валентин Елизарьев - выдающийся белорусский балетмейстер и хореограф, творческая деятельность которого определяет пути развития белорусского балета на протяжении многих десятилетий: в 2023 году Большой театр Беларуси отмечает 50-летие творческой деятельности Мастера. Именно с деятельностью В.Н.Елизарьева связан выход белорусской труппы на международный уровень, приобретение самобытного творческого лица и высокого художественного мастерства.

Среди знаковых постановок В.Елизарьева «Кармен-сюита» Ж.Бизе - Р.Щедрина (1974, возобновление – 2019), «Сотворение мира» А.Петрова (1976, новая авторская редакция – 2019), «Тиль Уленшпигель» Е.Глебова (1978, новая редакция «Легенда об Уленшпигеле» – 2004), «Спартак» А.Хачатуряна (1980, новая авторская редакция – 2017), «Щелкунчик» П.Чайковского (1982, новая авторская редакция – 2020), «Кармина Бурана» К.Орфа (1983 -это была первая балетная постановка произведения в Советском союзе), Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1988, новая авторская редакция – 2018), «Страсти (Рогнеда)» А.Мдивани (1995); художественно убедительно и корректно, с точным пониманием стиля В.Елизарьевым созданы новые и яркие редакции классической хореографии балетов «Лебединое озеро» П.Чайковского (1986, 2021), «Спящая красавица» П.Чайковского (2001, новая редакция -2022), «Дон Кихот» Л.Минкуса (1989, новая редакция - 2023).

Балетмейстер ставил спектакли в Санкт-Петербурге («Тиль Уленшпигель» в Ленинградском академическом театре оперы и балета им.Кирова), Москве («Настроение» в Большом театре Союза ССР; «Классическая симфония», «Поэма» в Государственном концертно-хореографическом ансамбле «Классический балет»), Любляне («Жизель» в Театре оперы и балета), Стамбуле («Дон Кихот» в Театре оперы и балета), Варшаве (хореографический триптих «Балеты Валентина Елизарьева» в Варшавском Большом театре), Токио («Эсмеральда» в балетной труппе NBA, «Дон Кихот» и «Лебединое озеро» в Japan Ballet Association), Анкаре («Спартак» в Театре оперы и балета), Каире («Спартак» в Каирском оперном театре) и др.

Творчеству В.Н.Елизарьева и его постановкам посвящены книги, фильмы, многочисленные публикации в прессе.

К юбилею Валентина Елизарьева Большой театр Беларуси подготовил онлайн-выставку фотографий, посвящённую избранным мгновениям творческой жизни мастера. В экспозиции представлены фотоматериалы из архива Большого театра Беларуси и личного архива В.Елизарьева, многие снимки публикуются впервые.


 

На протяжении многих лет имя этого хореографа является символом белорусской балетной школы во всём мире. Спектакли Валентина Елизарьева оценены специалистами и музыкально-театральной общественностью как явления, значение которых выходит далеко за рамки национального искусства, эти произведения стали классикой современной хореографии.

Среди знаковых постановок Мастера – «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Кармина Бурана», Ромео и Джульетта», «Страсти (Рогнеда)», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот»... И каждая из них поражает своей тонкой музыкальностью, смысловой глубиной, драматургической стройностью, выдержанностью стиля и невероятной красотой хореографии.

«Фактически подлинное становление белорусского балета началось с середины 1970-х годов, с приходом Елизарьева к руководству труппой Большого театра Республики Беларусь»
Галина Беляева-Челомбитько

 


Валентин Елизарьев родился в Баку (Азербайджан). Его заинтересованность танцем проявилась уже в детские годы, с занятий в кружке под руководством Л.В.Леонова, заведующего труппой балета Азербайджанского театра оперы и балета. Далее последовало обучение в Ленинградском государственном хореографическом училище имени А. Я. Вагановой и Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в классе Игоря Бельского, определившее профессиональную судьбу будущего хореографа. Ещё будучи студентом, в 1972 году, Валентин Елизарьев стал лауреатом II премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве, представив два номера: «Контрасты» на музыку Р.Щедрина и «Дорога» на музыку М.Самойлова.

Выпускной класс Ленинградского хореографического училища.
В центре - педагог Г.Селюцкий. Валентин Елизарьев в нижнем ряду, крайний справа. 1964 год.

 

Во время исполнения концертного номера. Ленинградское хореографическое училище

 

 На уроке дуэтного танца Ленинградского хореографического училища

 

Сцена из балета П.Чайковсокго «Щелкунчик». Валентин Елизарьев в партии Арлекина.
 

 Студенты балетмейстерского отделения с профессорами Ф.Лопуховым, П.Гусевым, преподавателем Л.Линьковой. В центре - Б.Эйфман и В.Елизарьев

 


 

Ж.Бизе - Р.Щедрин
«Кармен-сюита»

 

Одноактный балет «Кармен-сюита» стал первой работой Валентина Елизарьева в Большом театре Беларуси. Либретто, хореография и постановка В.Елизарьева, дирижёр-постановщик Я.Вощак, художник Е.Лысик.

 

«Я очарован музыкой «Кармен-сюиты». Моё восхищение переросло в любовь при близком знакомстве с партитурой Родиона Щедрина. Время не старит ни новеллу Проспера Мериме, ни музыку Жоржа Бизе, а лишь раскрывает нам новые грани образа Кармен, и современник находит в нём близкие себе проблемы и мысли. Щедрин, используя первоисточники, создал прекрасную балетную сюиту, с тонкими нюансами оркестровой палитры.

Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, любви колоссального полёта чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.
Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. ... А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоём»

 Валентин Елизарьев

 

 

 

На репетиции с Л.Бржозовской

 

 

 На репетиции с Л.Бржозовской

 

 

Валентин Елизарьев и Ярослав Вощак 

 

 На репетиции: Л.Бржозовская, В.Саркисьян, Ю.Троян (спиной), В.Елизарьев. За роялем - Л.Семенова 

 

После премьеры балета "Кармен-сюита"

 

«Работая над «Кармен-сюитой», искал свой сюжет. И нашел. Но, как ни странно, не у французского писателя Мериме – у русского поэта Блока. Его цикл стихотворений «Кармен» и лег в основу постановки в Минске. Созвонился с композитором – Родионом Щедриным, поделился своей идеей – и он с удовольствием ее подхватил, потому что это действительно иное видение образа Кармен. Я не пытался пересказать новеллу Мериме, хотел передать через хореографию три полета Кармен, которые есть у Блока, – навстречу жизни, любви и смерти… Щедрин не раз смотрел наш спектакль, высоко его ценил и неоднократно высказывался об уникальности балета. Мы до сих пор в хороших дружеских отношениях с композитором. Такие же отношения – добрые, сердечные, душевные – у нас были с выдающейся балериной Майей Плисецкой. До самой ее смерти… Мы были друг для друга очень близкими людьми и могли говорить о самом сокровенном. А это согласитесь, большая редкость… [Когда Валентин Николаевич работал над постановкой, он был так вдохновлен процессом, что даже написал поэму о Кармен.] Мы, я и труппа, с упоением работали над спектаклем. Вспоминаю, как после некоторых репетиций артисты аплодировали, когда видели новые фрагменты хореографического текста. А после премьеры я… летал по воздуху!.. (Смеется.) Все мужчины труппы сгруппировались, «напали» на меня, схватили на руки – и начали подбрасывать вверх. Это было мое начало… Был безумный ажиотаж и среди зрителей: билеты раскупались на несколько месяцев вперед. Когда вечером давали «Кармен-сюиту», в зале яблоку негде было упасть – всегда аншлаг. Достать лишний билетик было утопией. Этот спектакль увидели зрители более 20 стран мира, причем во многих мы были неоднократно. Помню, как мы гастролировали по Испании. Местные жители, конечно, ожидали увидеть традиционный образ Кармен – роковую женщину, красавицу искусительницу, с розой в волосах. А появилась девушка в костюме песочного цвета, и она одна заняла всю сцену – настолько яркими были ее эмоции, чувства, переживания. Поначалу испанцы не знали, как реагировать, но в финале раздались восторженные аплодисменты. Впрочем, так встречали белорусскую «Кармен-сюиту» в каждой стране. Это тот спектакль, в котором не хочется ничего менять. Ведь он говорит о главном – о Любви…»

 В.Елизарьев

 

Спустя 45 лет постановка была обновлена, премьера возобновлённой версии состоялась 24 апреля 2019 года.

 

Кармен - Л.Бржозовская 

 

 

 Кармен - Е.Фадеева, Хозе - В. Захаров 


 

 А.Петров
«Сотворение мира»

 

Сотворение мира» - первый «полнометражный» балет Валентина Елизарьева. На сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси премьера состоялась 11 апреля 1976 года. Редакция либретто В.Елизарьева и Е.Лысыка, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик В.Мошенский, балетмейстер-постановщик В.Елизарьев, художник Е.Лысык, хормейстер Г.Луцевич

«С большим волнением и интересом ожидал я премьеры спектакля в Белорусском театре оперы и балета. Побывав на спектакле, постановка которого осуществлена В.Елизарьевым, Е.Лысиком и В.Мошенским, я смело могу сказать, что пока это самое яркое и эмоциональное воплощение балета из всех, что были сделаны в нашей стране и за рубежом.

Своеобразие спектакля в том, что постановщики нашли необычное и индивидуальное прочтение балета, и это прежде всего относится к работе балетмейстера, которая показала его способность решать сложнейшие и масштабнейшие проблемы в искусстве. Спектакль получился лаконичный, стройный по драматургии и совершенно новый по хореографическому воплощению.

Очень талантливо, своеобразно и индивидуально художественное решение спектакля Е.Лысиком. Здесь достигнуто удивительное гармоническое единство театральной декорации и живописных панно, представляющих, по-моему, самостоятельную художественную ценность.
Я получил огромную радость от этого спектакля, от встречи с замечательными солистами, балетной труппой и оркестром».

 Андрей Петров

 

 

 Представление макета спектакля "Сотворение мира" 

«Когда я познакомился с музыкой «Сотворения мира» Андрея Петрова, я понял, что она гораздо глубже и масштабнее, чем юмористические рисунки Жана Эффеля, её вдохновившие. Бог создал человечество, а уже оно, в свою очередь, создаёт современный мир, в котором должна жить надежда и гармония. Человек не только творение Божье, но и продолжатель самого божественного смысла - жизни. Я задумался над тем, как можно передать вселенский характер этой темы, заговорить не только о человеке, боге и дьяволе, но осмелиться и начать говорить о всём человечестве и о том, что его может ожидать. В моей концепции, в особенности в новой версии, не осталось ничего от юмористического первоисточника как такового, здесь я отталкиваюсь только от музыки композитора и библейской истории.

Мой замысел поддержал Андрей Петров и специально создал новую редакцию балета для нашей постановки. Впоследствии он неоднократно называл эту версию самой лучшей среди всех постановок того времени.

О чем получился балет? О созидании самого себя, своей личности. О жажде совершенства. О любви мужчины и женщины. О борьбе со злом. Я с упоением работал над этой темой. И у меня был замечательный соавтор - гениальный театральный художник Евгений Лысик. Этот человек оказал на меня огромное художественное влияние. Мы вместе изучали Библию, «Божественную комедию» Данте, космические полотна литовца Чюрлениса и образы «Страшного суда» Микеланджело».

 Валентин Елизарьев

 

 Во время обсуждения концепции спектакля "Сотворение мира"

 

Е.Лысик, А.Петров, В. Елизарьев 

На генеральном прогоне спектакля "Сотворение мира" 

Фрагмент спектакля "Сотворение мира". Л.Бржозовская и Ю.Троян

В.Елизарьев, А.Петров, В.Иванов  

«Елизарьев прежде всего отказался от стиля рисунков Жана Эффеля, которыми вдохновились ленинградские хореографы, и перевёл образы главных героев в иное русло: Бог у него не был добродушным велеречивым старичком с залысинами и сединой, а напоминал скорее молодого Христа, в хитоне и венце. […] Важно то, что во втором акте В.Елизарьев вообще отказался от мифа, от персонажей рая и ада, от юмора, связанного с ними, и перевёл разговор в иной план, реальный и вполне серьёзный. Человек, Адам, уходил от Бога и Чёрта и сам создавал свою историю и самого себя. Мифологическая комедия превратилась в подлинную жизненную драму, главным содержанием которой становилась человеческая история, наполненная борьбой, напряжением, потерями и страданиями (всё это прекрасно передавалось балетмейстером в симфонической по структуре хореографии, где полифонию, контрапункт создавали пластические темы солисты и массы), заканчивалась катастрофой, в которой в те времена безошибочно угадывалась атомная. [...]

В «Сотворении» было сплетено в единое целое комедия и трагедия, лирическое и гротесковое, современная пластика и академический танец, зрелищность и философичность. Собственно, на этот стиль настраивала уже музыка А.Петрова, где органично сочетались современный симфонический язык и авангардная сонористика, симфоджаз и стилизация под старину. Полистилистика Петрова позволила Елизарьеву перекинуть мосты от прошлого к настоящему, сделать миф о создании Богом Адама и Евы реальной историей человечества, от непритязательной камерной комедии взмыть к высотам масштабной трагедии».
  Юлия Чурко 

 

 После спектакля. В центре: В.Мошенский, В.Елизарьев, А.Петров 

 

Новые авторские редакции хореографии балета были созданы Валентином Елизарьевым в 1998 и в 2019 годах.


«Спектакли для меня как люди: они имеют свою дату рождения, свои этапы взросления, подъём, кульминацию. С течением времени меняются исполнители, стареют декорации, балет словно «затанцовывается». Сейчас я делаю новую авторскую редакцию балета, потому что понимаю: поставить спектакль в том виде, в котором он существовал десятилетия, мне неинтересно. Да и в театре сменились поколения артистов, вот от их индивидуальностей и творческих возможностей и буду отталкиваться, чтобы глубже раскрыть тему человека и человечества в целом.

В новой редакции балета я, в первую очередь, сохраняю сценографию. Это авторская живопись, уникальное произведение искусства, к которому нужно относиться как к музейной ценности, ценности художественной и материальной. Это необходимо сберечь для зрителя и вдохнуть новую жизнь».
 Валентин Елизарьев 

 

На репетиции новой редакции балета 

 На репетиции новой редакции балета 

Т.Мачияма и В.Елизарьев


 

Е.Глебов

«Тиль Уленшпигель»

 

Балет был создан композитором в 1974 году и впервые поставлен на сцене театра хореографом О.Дадишкилиани. Валентин Елизарьев впервые поставил балет Е.Глебова «Тиль Уленшпигель» в 1977 году в Ленинграде, в Кировском театре. Работая над постановкой балета, Валентин Елизарьев создал собственное либретто и отказался от многих сюжетных линий романа-эпопеи, связанных с образами Клааса, Сооткин, Катлины, Ламме Гудзака. Отказался, чтобы сконцентрировать внимание на образе главного героя, дерзкого, насмешливого, вольнолюбивого Тиля, сделать акцент на основных моментах его жизни (рождение, взросление, любовь, борьба, смерть). Известно, что новаторская хореография молодого автора, нетрадиционный взгляд на балет, необычное сценографическое решение привели к неоднозначной реакции профессионального сообщества, мнения разделились. Постановка была принята (на сторону спектакля стал в том числе главный дирижёр театра Юрий Темирканов), однако долго в репертуаре не продержалась.

«Хореография Елизарьева [в новом балете «Тиль Уленшпигель»] была не похожа ни на какую другую»

  Майя Плисецкая

 

Совсем иная судьба ждала балет в Минске. В своей постановке 1978 года радикально пересмотрел первоисточник: написал собственное либретто и создал новую хореографию.

"Елизарьев и Лысик выстроили сюжет "Тиля" как легенду, как драму столкновения свободы и насилия, верности и предательства" - так прочитывала критика замысел спектакля.

 

 

 

 

С композитором Е.Глебовым 

 

«Хореограф стремился осмыслить тему балета как общечеловеческую проблему, имеющую отношение к нашему времени, а не только к XVI веку и народу Фландрии.

Мысль авторов спектакля двигалась яростным протестом против всех форм инквизиции и фашизма, в том числе и современных. «Уверен ли ты, что в этом мире уже нет ни Карлов Пятых, ни Филиппов Вторых?» - эти слова Шарля де Костера были чрезвычайно близки им и могли быть поставлены эпиграфом ко всему спектаклю. ... Поэтическая многозначность образов, помогающая соединить век нынешний и век минувший, характерная для каждого из компонентов и для спектакля в целом, позволила авторам нарисовать сложную, многокрасочную музыкально-хореографически-живописную картину».

  Юлия Чурко

 

 На репетиции: Л.Бржозовская, В.Елизарьев, Ю.Троян

После премьеры. С.Манзалевский, Ю.Троян,  В.Елизарьев, Л.Бржозовская, Е.Лысик

 

  

 Сцена из балета

 В 2004 году балет обрёл новую жизнь: новая авторская редакция получила название «Легенда об Уленшпигеле». Балет находился в репертуаре театра до 2011 года.

 

 Неле – Л.Кудрявцева, Тиль – А.Кравченко


 

А.Хачатурян
«Спартак»

В 1980 году линию полномасштабных балетов Валентина Елизарьева на белорусской сцене продолжил «Спартак» А.Хачатуряна, для которого творческая группа В.Елизарьева, дирижёра-постановщика Я.Вощака и художника Е.Лысика вновь создала собственную музыкально-хореографическую редакцию.


«В 1980 году я поставил балет «Спартак». До меня существовало уже несколько его редакций: Юрия Григоровича, Леонида Якобсона, Игоря Моисеева. Спектакль последнего я не застал, но, будучи ребенком, смотрел вживую «Спартак» Леонида Якобсона. Он произвел на меня сильное впечатление! С огромным удовольствием я взялся за создание своего балета. Мне всегда казалось, что восстание рабов не могло провалиться из-за куртизанки, хотя это есть в романе. Я постарался сделать спектакль о другом и ликвидировал роль Эгины, ведь неизбежность поражения Спартака была предрешена исторически. Все постановщики при создании балета опираются на сделанное до них. Однако очень важно создавать на базе существующего новое и идти дальше, переосмысливая ситуации и темы. Это и есть творческий подход в спектаклях, где ты не первый…»

Ввлентин Елизарьев

  

 

 На репетиции спектакля "Спартак"

В.Елизарьев, Т.Ершова, В.Иванов

 На репетиции 

 На репетиции

«Своим пафосом, накалом чувств, своей болью спектакль обращён против всяческого насилия над человеком, нравственного опустошения личности. Он воспевает духовное единство людей, которое оказалось сильнее военной машины империи. Не было и не могло быть победы исторической, реальной, но само восстание Спартака и даже поражение его армии были победой непокоренного человеческого духа».

 Татьяна Мушинская

 

 На репетиции балета "Спартак"

 Т.Ершова, В.Елизарьев, В.Комков

 

Балет «Спартак» - великолепное полотно, сочетающее традиции классического балета, яркий, авторский – елизарьевский – хореографический почерк, глубочайшее философское осмысление жизни и ее ценностей, главным из которых провозглашается Любовь. Часто «Спартак» называют «мужским балетом», но маэстро Елизарьев с этим не согласен. «Любовь всегда находится в центре спектакля. В этом балете она – его душа… А там, где торжествует любовь, – там, прежде всего, женщина…».

 

Фригия - Л.Бржозовская, Спартак - Ю.Троян 

 На репетиции 

За десятилетия своего существования этот балет покорил практически весь мир. Белорусским артистам аплодировали зрители Европы и Азии – в Великобритании, Бельгии, Франции, Швейцарии, Голландии, Испании, Италии, Португалии, Греции, Польше, России, Литве, Эстонии, Молдове, Египте, Сирии, Таиланде, Сингапуре, Индии, Турции, Южной Корее, Индии, на Кипре, в Китае и в других странах. С 2019 года балет идёт в новой авторской редакции.

 

 Сцена из спектакля "Спартак". В центре А.Кравченко

 

После показа балета "Спартак", посвященного 70-летию В.Елизарьева 


 

 

Г.Малер
Адажиетто

«Вслед за «Спартаком» появилась новая постановка Валентина Елизарьева - «Адажиетто» Густава Малера. Тончайшие переливы света и тени, глубокий лиризм и одновременно философская созерцательность напряжённость эмоций - всё это делало миниатюру практически полнометражным балетом для двоих. Этот небольшой лирический номер требовал от зрителей художественной чуткости, умения прочитывать текст, закодированный по законам хореографии, то есть не клишеобразного, а эвртистического мышления. Он вмещал в себя целый мир, о котором можно говорить бесконечно. Музыка и хореография часто бывают сложнее, но зато сильнее любых слов. В них будто концентрируется энергия всех - авторов и исполнителей. Так и произошло с «Адажиетто»».

 Юлия Чурко


«Мы испорчены бывшим почти обязательным присутствием в хореографии сюжета, порой даже отождествляем его с содержанием. А ведь речь должна идти не о буквальной, а о художественной адекватности искусства жизни. Как-то один знаменитый хореограф в шутку спросил: «Если на сцене присутствуют двое - мужчина и женщина, то о чём может идти речь?» И сам ответил: «О любви, конечно».»

Валентин Елизарьев

 

 

И.Душкевич и Ю.Троян


 

П.Чайковский
«Щелкунчик»


В 1982 году Валентин Елизарьев один из самых долгоживущих на балетной сцене спектаклей -«Щелкунчик» П.Чайковского.


«С упоением работал над «Щелкунчиком», премьера которого состоялась в 1982 году, а первый акт спектакля увидел… во сне. Петр Чайковский перед «Щелкунчиком» написал «Детский альбом». И на его базе создал балет. Так сложилось, что в этом спектакле нет классического наследия. У Мариуса Петипа был не очень удачный вариант. Затем Федор Лопухов сочинил свою хореографию, которая не сохранилась. Создавать балет можно с нуля и разрешить самому себе полет фантазии, ведь никто не знает, каким должен быть пластический рисунок. Сюжет в балете удивительный. Не стоит забывать о литературной основе, она есть всегда и дает толчок для появления чего-то нового. В моем балете – и тайна, и радость, и сон Маши…»

Валентин Елизарьев

 

 

«Мне кажется, “Щелкунчик” со мной всю жизнь, начиная с Академии русского балета в Петербурге, где я ещё учеником исполнял роль Щелкунчика-куклы. Глубина, загадочность музыки балета Чайковского неисчерпаемы. Пытаясь приблизиться к музыке, я шаг за шагом шёл к своему видению спектакля.
Ключевым моментом в работе над либретто стал образ Дроссельмейера, который, надев маску Мышиного короля, придумал испытание для чувств Маши.
“Рождение” спектакля произошло, как только художник Лысик представил свой макет, в счастливом творческом единомыслии. В ту же ночь во сне я увидел первый акт балета - притчи о детстве и взрослении, о доверии и способности к самопожертвованию...»

Валентин Елизарьев

 

 Представление макета балета "Щелкунчик" 

 

Е.Лысик представляет макет спектакля "Щелкунчик"

 

«Елизарьевский спектакль не выглядел поставленным для детей жизнерадостным простачком, а как всегда у хореографа был рассчитан на высокое духовное восприятие».

Юлия Чурко

«Балет «Щелкунчик» удивительно органично объединил в своей ткани редко соединимые качества - величественность и сердечную теплоту, фееричность и камерность»

Татьяна Мушинская

 

 

 После премьеры балета "Щелкунчик": А.Анисимов, В.Елизарьев, Ю.Троян, Л.Бржозовская 

В 2020 году почти сорокалетний спектакль предстал в новой авторской хореографической редакции.

«Какой же предстала знаменитая сказка? Если коротко -очень красивой и философичной, потому что она затронула целый ряд актуальных тем, которые каждый волен «повернуть» в свою сторону, рассматривая их в разных смысловых ракурсах.
Одна из вечных тем - детство, которое незаметно перерастает в тинейджерство, а потом в юность. Вторая - мир грёз, той «виртуальности», которая перекликается с реальностью, отражается в ней, формирует человеческую личность. Третья - люди и куклы, где они часто будто меняются местами. А вместе с этим - возможности и проблемы сублимации, ведь кукольный Щелкунчик заменяет Маше близкого друга. Ещё тема - одиночество и поиск не столько собеседников, сколько тех, кто тебя понимает и тем самым помогает тебе понять самого себя. Связь поколений, когда старшее поколение ищет наследников, а младшее - мудрых советников. И над всем - тема творчества, красоты и добра в самых широких смыслах этих слов».
Надежда Бунцевич

 

Репетиция новой постановки балета "Щелкунчик" 

В.Елизарьев, Ю.Ковалев 

 На репетиции спектакля "Щелкунчик": Ю.Троян, Л.Бржозовская, И.Еромкина, В.Елизарьев, А.Кравченко

 

 

После премьеры балета "Щелкунчик" 

В 2022 году балет "Щелкунчик" в постановке Валентина Елизарьева был представлен в ходе гастролей Большого театра Беларуси на Исторической сцене Большого театра России.

 

 

 

 В.Оводок, Е.Дулова, В.Урин, В.Елизарьев 

Труппа Большого театра Беларуси после спектакля "Щелкунчик" в Большом театре России


 

К.Орф

«Кармина Бурана»


«Своей творческой удачей называю вокально-хореографический спектакль “Кармина Бурана”, который поставил в 1983-м. Начал работать над ним, когда музыка Карла Орфа была запрещена в СССР. В основе спектакля – стихи бродячих поэтов. Сюжет придумал сам, но опирался на первоисточник – сборник средневековой поэзии. Существует много разных трактовок данного спектакля. Сам Карл Орф задумывал «Кармину Бурану» как ораторию для солистов и хора, которая подразумевала представление на сцене. Представление я превратил в балет. И стал первым, кто в Союзе поставил “Кармину Бурану”».

Валентин Елизарьев

 

Премьера балета состоялась 18 декабря 1983 года, и в нынешнем сезоне спектакль празднует своё 40-летие.

 

 

 

 Во время репетиции балета "Кармина Бурана" 

«В “Кармине Бурана” хореограф создал яркий, зрелищный спектакль, где синтезировал все художественные слагаемые и направил их на утверждение любви, красоты, поэзии, то есть того мира чувств, который был всегда свойственен балету».

Юлия Чурко

 

Т.Шеметовец в роли Блудницы

 

«”Кармина Бурана” значительна и интересна ярко выявленным гуманистическим началом, ёмкостью художественного содержания, обращением к извечным темам любви и измены, верности, призвания, духовной свободы. Образы спектакля убеждают в высоком предназначении поэзии, могуществе любви и духовной силы человека, побеждающего слепую судьбу...»

Татьяна Мушинская

 

 

 Репетиция балета "Кармина Бурана"

 Е.Олейник, Ю.Троян, В.Елизарьев

 

 Сцена из балета "Кармина Бурана"


 

М.Равель
«Болеро»

В 1984 году В.Елизарьевым было поставлено знаменитое равелевское «Болеро», в котором, по выражению Ю.Чурко, он будто вернулся к близкой ему «художественной публицистичности».

 

«Тема нашего спектакля - духовное противостояние жестокости и насилию, несгибаемое мужество перед лицом надвигающейся катастрофы»

Валентин Елизарьев

 

 

 В.Елизарьев, И.Душкевич, Т.Шеметовец

Т.Шеметовец, В.Елизарьев, В.Иванов 

 На репетиции балета "Болеро"

«Соединение в одном балете музыки французского композитора М.Равеля, антифашистской темы и мотивов «Герники» П.Пикассо казалось поначалу достаточно рискованным. Однако создатели спектакля сумели не только убедить в правомочности такого решения, раскрыв определённое стилистическое, историческое и идейно-художественное родство частей этого синтеза, но и добиться того, что оно казалось едва ли не единственно правильным».

Юлия Чурко

 Репетиция балета "Болеро"

 В.Елизарьев, Т.Шеметовец

 

 Т.Шеметовец в балете "Болеро"


 

П.Чайковский

«Лебединое озеро»

 

Романтическая балетная легенда П.Чайковского имеет длительную историю белорусских постановок. В Большом театре Беларуси впервые балет «Лебединое озеро» был поставлен в 1938 году и с тех пор постоянно присутствовал в репертуаре в различных постановочных версиях. Валентин Елизарьев впервые прикоснулся к этому богатейшему материалу в 1986 году - в качестве художественного руководителя постановки, осуществляемой музыкальным руководителем Г. Проваторовым, балетмейстером А. Мессерером и художником Э. Гейдебрехтом.

 

«Силуэт белого лебедя… Наверное, это самый поэтичный образ классического балета. Это ускользающая мечта, это прекрасная иллюзия, манящая крылом и растворяющаяся в предрассветном тумане…
Драматургической основой для партитуры П.И.Чайковского стала малоизвестная немецкая легенда о девушке-лебеде. Трудно представить, сколько потерял бы балетный театр, если бы Чайковский не сочинил эту завораживающую музыку и не родились «лебединые» хореографические фантазии Льва Иванова.
Однако у самого популярного в мире балета довольно сложная судьба. Московская постановка 1877 года не имела успеха. Первый постановщик спектакля Вацлав Рейзингер не смог понять новизны партитуры Чайковского и подняться до уровня мышления композитора, благодаря которому в балет пришла настоящая симфоническая музыка. Сам Чайковский был настолько разочарован премьерной постановкой, что более десяти лет не писал музыку для балета. Подлинная история «Лебединого озера» началась в 1895 году в Петербурге, когда на сцене Мариинского театра был показан спектакль с хореографией Льва Иванова и Мариуса Петипа.
И сегодня «Лебединое озеро» манит к себе талантливых хореографов. Однако во всем мире бережно сохраняются хореографические жемчужины Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, а также Асафа Мессерера, которые сформировали узнаваемый облик спектакля.
Продолжая сценическую историю «Лебединого озера», в новой постановке мы собрали все лучшее, что было создано балетмейстерами за более чем столетнюю историю спектакля. Мы бережно сохраняем балетное наследие, а также вносим в спектакль новые сцены, наполняем его современным мироощущением, обогащаем опытом современного театра и дыханием XXI века».

Валентин Елизарьев

 

В 2021 году сказка снова ожила на сцене Большого театра Беларуси, благодаря постановочной работе В.Елизарьева – в хореографии Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, Асафа Мессерера и Валентина Елизарьева.

 

 

 В. Елизарьев, И.Душкевич, А.Смолянский 

Репетиция балета "Лебединое озеро"

И.Артамонов, В.Елизарьев

И.Еромкина, В.Елизарьев 

 На репетиции балета "Лебединое озеро"

 

Первая репетиция в костюмах балета "Лебединое озеро"

 

Последние репетиции перед премьерой балета "Лебединое озеро"

 Л.Хитрова в "Русском танце"


 

И.Стравинский
«Весна священная»

 

В 1986 году «Весна священная» появилась на белорусской сцене впервые. Она завершила своеобразный триптих одноактных балетов, поставленных Валентином Елизарьевым на музыку композиторов ХХ века - Карла Орфа, Мориса Равеля и Игоря Стравинского.

«В жизни хореографа есть особенно любимые произведения, которые снятся, к которым стремишься, о постановке которых мечтаешь и, может быть, никогда не осуществишь... С юношеских лет мне хотелось поставить «Весну священную». Но прошли годы, прежде чем я почувствовал себя подготовленным к этой музыке, «увидел» её в хореографических образах...
... В этой музыке, полной стихийной мощи и первозданной свежести, я услышал не только голоса просыпающейся природы и её хмельной зов, не только могучую игру инстинктов и безжалостный диктат рода, но и высокое чувство, творящее Человека из полузверя. Бессмысленности языческого жертвоприношения я стремлюсь противопоставить осознанное самопожертвование во имя любви и человечности»

Валентин Елизарьев

 

 

 

 

 На репетиции балета "Весна священная"

 А.Курков, В.Елизарьев, Э.Гейдебрехт

В.Захаров, В.Елизарьев, Е.Фадеева 

 После премьеры балета "Весна священная"

«Здесь Елизарьев продолжает близкую ему тему утверждения человечности, гуманизма. Это протест против бессмысленного жертвоприношения,которому противопоставляется осознанное самопожертвования. Хореограф утверждает идею бессмертия духовного в человеке».

Юлия Чурко

 Финал балета "Весна священная"


 

С.Прокофьев
«Ромео и Джульетта»

 

Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Валентина Елизарьева впервые появился на белорусской сцене в 1988 году (это было второе обращение театра к шедевру С.Прокофьева) и стал новым взглядом на известное произведение. «... Минский “Ромео”, созданный балетмейстером В. Елизарьевым, дирижёром Г. Проваторовым, художником Э. Гейдебрехтом, - это самостоятельная и новая хореографическая версия. Постановщик стремится слить воедино три времени - Шекспира, Прокофьева и своё, увидеть повесть, которой “нет печальнее на свете”, глазами нашего современника» (Ю.Чурко).

«“Нет повести печальнее на свете…” Сюжет шекспировской пьесы “Ромео и Джульетта” знаком каждому и воплощён во всех видах искусства. Традиционно он трактуется как гимн любви, побеждающей смерть. Но в чём же эта печаль, о которой повествует Шекспир? В том ли, что погибают юные герои? Или в том, что величайшая жертва принесена человеческим порокам, ставшим обыденными, - злобе, зависти, чёрной молве. И пороки эти, увы, не исчезают со смертью героев, они продолжают жить в отношениях людей, неся с собой новые и новые трагедии, прорастая уродливыми метастазами на человеческих душах...
Театр Шекспира - театр масок. А сама Верона - город балов, поединков и карнавалов, в котором лица становятся масками, а макси одновременно превращаются в лица, -и трудно разобраться, когда одно переходит в другое...
Наш спектакль о любви и ненависти, об искренной дружбе и о бессмысленной вражде, бессмертной, как любовь, сильной, как смерть, как вечный вопрос, который вновь и вновь задаёт себе человечество»

Валентин Елизарьев

 

В 2018 году Валентином Елизарьевым была поставлена новая авторская редакция балета.

  

 

 Поклоны после спектакля: А.Смоляков, Л.Титкова, В.Елизарьев 

«Шекспир написал бессмертную трагедию, Дзеффирелли популяризовал ее для миллионов, а балет совершил остальное. Величайшая версия? Здесь никогда не будет общего согласия. Но спектакль «Ромео и Джульетта» Валентина Елизарьева должен занять место среди наиболее чарующих творений…»
Zelda Cawthorne, South China Morning Post

 

Г.Проваторов и В.Елизарьев

 

«Спектакль крупной перспективы – он сразу ошеломляет. С первых фрагментов зритель вовлечен в огромно-причудливую анфиладу оформления, в красочное буйство пластических мизансцен массы танцующих и действующих персонажей. Здесь все насыпано щедрой рукой: и «количество» собственно танца, и разнообразие деталей и костюмов, и вторгающаяся в действие сценография…»
Галина Беляева-Челомбитько

Л.Бржозовская, В.Елизарьев

«Спектакль минчан ярко театрален, он захватывает зрителей эмоциональной насыщенностью, красочностью массовых эпизодов. Колорит декораций и костюмов хорошо согласован, искусно используется свет, так что порой кажется – перед тобой не сцена, а нарисованное художником полотно. Однако статики здесь нет: динамичные по рисунку танцы насыщены взрывчатым, истинно южным темпераментом…»
Наталья Шереметьевская

 

Л.Уланцева, В.Елизарьев

«Елизарьев органично, со свободой выстраивает пластически-образное действие от лирико-поэтических сцен до истинной трагедии. И мы нигде не обнаружим надуманности хореографического текста. Хотя он сложен, полон метафор, смело и разнообразно соединяет музыку, пластику, цвет…»
Николай Эльяш

 На репетиции балета "Ромео и Джульетта"

«События давних времен, о которых рассказывает балет, происходили будто на глазах у зрителей. Затянутые в серо-черные одежды фигуры Вражды, кажется. Были готовы перешагнуть рампу и спуститься в зрительный зал…
Запоминающихся образных находок, своеобразных хореографических афоризмов в спектакле немало. Выразительным пластическим лейтмотивом, проходящим через весь балет, являлся абрис креста, который можно назвать определенным символом эпохи. Он использовался в балете многопланово и изобретательно, разворачиваясь в динамике всевозможными ракурсами и приобретая метафорическое значение…»
Юлия Чурко

 На репетиции балета "Ромео и Джульетта"

На репетиции балета "Ромео и Джульетта" 

 После спектакля "Ромео и Джульетта"


 

Л.Минкус
«Дон Кихот»

 

Елизарьевская постановка знаменитого балета Л.Минкуса впервые появилась в 1989 году и, безусловно, уже несла на себе отпечаток творческой индивидуальности балетмейстера. Валентин Елизарьев существенно переработал либретто спектакля и дополнил классическую хореографию собственными штрихами и целыми эпизодами.
В 2023 году «Дон Кихот» Л.Минкуса в постановке В.Елизарьева появился на сцене в новой редакции.


«На белорусской сцене он [балет «Дон Кихот»], конечно, не был дебютантом. Его ставили не один раз, стремясь, чтобы зрители не забывали классику. Каждый из постановщиков так или иначе редактировал хореографию, складывавшуюся на протяжении многих лет и названную хотя бы уже в силу этого «академической». По-своему сделал это и балетмейстер Валентин Елизарьев. Сохранив лучшие из сцен и танцев М.Петипа, А.Горского, К.Голейзовского, он органично включил их в собственную хореографическую ткань, расцвеченную юмором и выразительными мизансценами.
Придав свежие краски, он сделал их однородными с общей стилистикой спектакля, которая сохранила непосредственность и мажорность мироощущения».

Юлия Чурко

 

 

 На репетиции балета "Дон Кихот"

Д.Климук  

Поклоны после спектакля "Дон Кихот": И.Артамонов, Ю.Дятко, Л.Бржозовская, В.Елизарьев 

 За кулисами после премьеры балета "Дон Кихот"

После премьеры новой редакции балета "Дон Кихот" 


 

А.Мдивани
«Страсти (Рогнеда)»

 

В 1995 году Валентин Елизарьев обратился к теме национальной истории и поставил спектакль о белорусской княжне Рогнеде. «Созданный в паритетном творческом союзе Валентина Елизарьева, композитора Андрея Мдивани, сценографа Вячеслава Окунева и музыкального руководителя постановки, дирижёра Геннадия Проваторова спектакль, рассказывающий о древних временах, сегодня выглядит как нельзя более современным, впечатляя охватом проблем и многоплановостью художественного высказывания. Власть и совесть, злодейство и покаяние, месть и прощение, война и мир, личность и история - в постановке получают воплощение актуальные для современной культуры темы», -писала о спектакле авторитетный искусствовед Юлия Чурко о спектакле, к тому времени имевшем более чем 20-летнюю историю.

«Это не прямое отражение исторических событий, а взгляд современного художника на них. Может быть, мои личностные оценки очень сильны в этом балете, но я сделал всё, как чувствовал, - всё-таки я живу в наше время и смотрю на всё глазами этой эпохи»

Валентин Елизарьев

 

 

На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» 

 На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» 

На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)»  

 На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» 

«Балет “Страсти” позволяет увидеть прошлое и настоящее как неделимый, непрерывный поток духовной жизни нации, ибо история собственного рода живёт генетически в каждом духовно проснувшемся человеке. Это произведение утверждает идеи христианского милосердия, высокой нравственности единственно приемлемыми средствами решения всех межчеловеческих и межгосударственных конфликтов»

Татьяна Мушинская

 На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» 

 На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» 

На репетиции балета «Страсти (Рогнеда)» : в центре Е.Борченко  

 Сценическая репетиция балета «Страсти (Рогнеда)» 

Сцена из балета «Страсти (Рогнеда)». В центре И.Душкевич

 

 В.Елизарьев и А.Мдивани


 

 

И.Стравинский
«Жар-птица»


«Жар-птица» была поставлена В.Елизарьевым в 1998 году. Либретто Валентина Елизарьева лишь отдалённо напоминало сценарий Михаила Фокина, по которому создавался балет композитором. Здесь изменился состав героев, изменился и сам сюжет. В этом спектакле было ощутимо и сказочно-притчевое, и поэтически-былинное начала, и воплощение стихии огня, который трвожит, манит, испепеляет и дарит тепло.

«Двуединый образ девушки-птицы не нов для хореографии (достаточно вспомнить Одетту из «Лебединого озера»). Но у каждого хореографа есть своё видение этого образа и своя концепция всего спектакля. У Валентина Елизарьева Жар-птица несла в себе обобщающий смысл: расправившись со злом и исчезнув в одном обличье, она появлялась в облике прекрасной русской царевны. И вместе с ней из хаоса погибающего Кощеева царства будто на крыльях вырастал белокаменный город, возрождалась к жизни Святая Русь и к новому взлёту устремлялся её народ».
Юлия Чурко

 

  

Жар-птица - О.Гайко 

 В центре В.Захаров и Е.Фадеева

«Спектакль “Жар-птица” свидетельствует не только о тонком и вдумчивом прочтении партитуры И.Стравинского, но и о влюблённости хореографа, художника, исполнителей в удивительный мир сказки-притчи, об умении услышать многообразие её смыслов».

Татьяна Мушинская

 В центре В.Захаров и Е.Фадеева

 В.Захаров и Е.Фадеева


 

П.Чайковский
«Спящая красавица»

 


«Спящая красавица» появилась в числе «елизарьевских» спектаклей уже в новом веке, в 2001 году. В постановочном тандеме выступили дирижёр Николай Колядко, балетмейстер Валентин Елизарьев и художник Вячеслав Окунев. Этот спектакль жил в Большом 22 сезона.

В 2022 году появилась новая редакция балета.


«Балеты П.Чайковского во всём мире считаются самым престижным и востребованным репертуаром: это вечная Классика, своего рода эталон музыкально-хореографического искусства и высочайшая планка для труппы, требующая идеального уровня подготовки. История «Спящей красавицы» в нашем театре богата - почти 70 лет на сцене, 4 разные постановки. Всё время моей работы в театре спектакль продолжал жить и меняться, обретая новые краски и смыслы. В 2001 году я предложил свою постановочную версию, которая в итоге просуществовала более 20 лет. Конечно, за такой срок и спектакль потребовал обновления, и у меня появились новые серьёзные мысли, которые захотелось донести публике. Неизменным осталось моё стремление сохранить лучшие фрагменты невероятно роскошной хореографии Мариуса Петипа, которая, бесспорно, является мировым достоянием.
Я надеюсь, эта постановка будет по-настоящему изящной и изысканной. И конечно, другой - всё-таки за эти годы и я изменился. При всём моём пиетете к высоким традициям балета это будет взгляд хореографа XXI столетия на неувядающее русское классическое наследие».

Валентин Елизарьев

 

 Сцена из балета "Спящая красавица"

 Белая кошечка - Е.Ишенко

 Фея Карабос - Т.Шеметовец 

Фея Карабос - В.Олещенко 

Серый волк - И.Гончарик,  Красная шапочка - Т.Суляк

Поклоны после премьеры новой редакции балета "Спящая красавица": В.Елизарьев, Л.Хитрова

 Поклоны после премьеры новой редакции балета "Спящая красавица": Е.Левданская, И.Ренанский, В.Оводок, В.Елизарьев

Поклоны после премьеры новой редакции балета "Спящая красавица": В.Елизарьев,  И.Артамонов, Т.Шеметовец, Н.Иванкина

Поклоны после премьеры новой редакции балета "Спящая красавица" 


 

ВСТРЕЧИ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ 

  

 "Для меня лучшим балетом является тот, который становится интернациональным, понятным в любом пространстве нашей планеты. Для меня национальное в искусстве - это прежде всего высокопрофессиональное"
Валентин Елизарьев

 

"Когда я занимал должность директора, у меня было много специфических забот. одна из них, самая, может, приятная - приглашать известных мастеров. У нас ставили балеты россияне И.Бельский, О.Виноградов, Ю.Григорович, П.Гусев, И.Колпакова"
  Валентин Елизарьев

 

Одной из наиболее новаторских работ, ставшей признанием творческой состоятельности молодого хореографа и его художественной дерзновенности стала работа над созданием телефильма-балета «Фантазия» совместно с режиссёром Анатолием Эфросом и признанной звездой балета Майей Плисецкой, выступившей также в роли сценариста. Это сотворчество послужило началом дружбы, продлившейся не одно десятилетие.
На фото: Валентин Елизарьев, Анатолий Бердышев, Майя Плисецкая

 

 

 

В.Елизарьев, Н.Ананиашвили и А.Лиепа

 

Индия.Бангалор. Со Святославом Рерихом и его супругой во время гастролей белорусского балета

 

 С народной артисткой СССР Ириной Колпаковой 

Асаф Мессерер и Валентин Елизарьев

 

 

Геннадий Проваторов, Юрий Григорович, Валентин Елизарьев во время постановки балета "Раймонда" А.Глазунова

Валентин Елизарьев, Элеонора Езерская, Вячеслав Окунев

С Кенджи Усуи (Япония), Дитмаром Зейфертом (Германия), Сирилем Атанасовым (Франция) 

Светлана Захарова и Валентин Елизарьев

 

 Валентин Елизарьев и Михаил Барышников


 

ЗАРИСОВКИ

 

 

"Однозначность ущербна. Полноту картины дают противоречия, многоцветие. Ибо жизнь сложна, часто антиномична"

Валентин Елизарьев

 

 Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Валентин Елизарьев

Руководство Большого театра Беларуси на первомайской демонстрации 

Наталья Финская, Валентин Елизарьев

 

Валентин Елизарьев, Петр Гусев

 

Валентин Елизарьев, Евгений Лысик

 

Слева направо первый ряд: Инесса Душкевич, Нателла Дадишкилиани, Татьяна Ершова
Второй ряд: Людмила Бржозовская, Валентин Елизарьев, Татьяна Шеметовец, Владимир Комков
Третий ряд: Александр Корзенков, Юзеф Раукуть, Юрий Троян, Алексей Нецветов, Владимир Иванов

 

Валентин Елизарьев 

 

Вячеслав Окунев и Валентин Елизарьев

Валентин Елизарьев в рабочем кабинете

Валентин Елизарьев, Юрий Троян, Дина Брауде

 

 Валентин Елизарьев начало 2000-х

Юбилей Валентина Елизарьева на сцене Дворца Республики (октябрь, 2007 г.)

Валентин Елизарьев на пресс-конференции (2022 г.)