Новости

90 лет Евгению Глебову

 

Кампазітар самага высокага класа, ад народзін надзелены талентам, які не часта сустракаецца нават на нашай, ніколі не беднай на таленты зямлі… Ні на каго не падобны, нікога не паўтарыўшы, ён упісаў сваю, надта глебаўскую старонку ў гісторыю беларускага, ды і ўсяго сусветнага музычнага мастацтва.
В. Быкаў

Я считаю, что Глебов оставил после себя громадный след в белорусской культуре, и это уже есть факт истории.

В.Кузнецов

Глебова еще предстоит открыть заново, услышать в его музыке неповторимо личное, белорусское и вместе с тем универсальное, то, что при его жизни порой заглушалось шумом времени.
Ю.Златковский

Самый талантливый, самый плодовитый, самый разносторонний, самый эрудированный, самый популярный. Таким недосягаемым Евгений Глебов остаётся и по сей день.
В.Орлов



10 сентября 2019 исполнилось 90 лет со дня рождения известнейшего белорусского композитора, легенды белорусской композиторской школы Евгения Александровича Глебова (1929-00). Музыка Глебова обладает удивительной силой: её мелодической красоте с лёгкостью покоряются сердца и души, её простое и наивное обаяние обезоруживает даже самых серьёзных профессионалов.
 
С именем Евгения Глебова – композитора, профессора, народного артиста СССР и Беларуси, Академика Международной славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, лауреата Государственной премии Республики Беларусь,– связан целый период в истории белорусской музыки ХХ века.

Трудно перечислить все произведения, написанные Евгением Глебовым: оперы, оперетты, балеты, оратории, кантаты, симфонии, произведения для камерного, народного, духового, эстрадного оркестров, музыка почти к полусотне фильмов и более сорока спектаклям... И среди всего этого жанрового многообразия для композитора не было «второстепенных» жанров, -в каждом Е.Глебов оставил свою неповторимую страницу, проявил свой яркий индивидуальный стиль, написал свою историю.

Вероятно, именно творческая универсальность личности является ключом к разгадке феномена Глебова-педагога. За тридцать лет работы Евгений Александрович Глебов выпустил из своего консерваторского класса многих талантливых учеников, – известных деятелей современного белорусского музыкального искусства, работающих сейчас в самых различных творческих сферах: В.Кузнецов, С.Бельтюков, О.Залётнев, В.Кондрусевич, В.Помозов, А.Ращинский, В.Раинчик, В.Домарацкий, Л.Захлевный, М.Морозова, Я.Поплавская и многие другие.

Невозможно переоценить вклад Евгения Глебова в наследие белорусского оперного и балетного искусства. Опера «Мастер и Маргарита», поставленная в Большом театре Беларуси в 1992 году (дирижёр-постановщик А.Анисимов, режиссёр-постановщик В.Цюпа) стала одним из наиболее новаторских проектов театра того времени. В историю белорусского балета имя Глебова вписано многократно: композитором создано шесть балетов, каждый из которых получил сценическую реализацию. Начиная с 1961 года на сцене театра поставлены балеты «Мечта» (1961 - балетмейстер-постановщик А.Андреев, дирижер-постановщик Л.Любимов), «Альпийская баллада» (1967 - балетмейстер-постановщик О.Дадишкилиани, дирижер-постановщик Г.Дугашев), «Избранница» (1969 - балетмейстер-постановщик О.Дадишкилиани, дирижер-постановщик Т.Коломийцева), «Курган» (1982 - балетмейстер-постановщик Г. Майоров, дирижер-постановщик А. Анисимов), «Тиль Уленшпигель» (1974 - балетмейстер-постановщик  О. Дадишкилиани, дирижер-постановщик Т.Коломийцева; 2004 («Легенда об Уленшпигеле») - балетмейстер-постановщик  В.Елизарьев, дирижёр-постановщик В.Волич) и «Маленький Принц» (2016 - балетмейстер-постановщик А.Тихомирова, дирижёр-постановщик О.Лесун).

Последний из поставленных в Беларуси балетов мастера - философская притча, полная тайного света метафор, аллегорий и символов, - не только одно из наиболее известных произведений композитора, но и одно из самых автобиографичных. Как пишет Надежда Бунцевич, «не единожды в этой музыке возникают параллели и с обликом самого композитора. Частичка характера Глебова — в каждом из главных героев. В Летчике — глебовский полет, стремительность, магия движения. ... В Маленьком принце — любознательность художника, открывающего для себя все новые миры. Порой жесткое столкновение с действительностью: планеты, на которых побывал герой, вовсе не пригодны для жизни, вызывая вирус отрицания, крепнущий за время путешествия. В музыке этих ярких зарисовок — весь Глебов с его горькой иронией, непримиримыми высказываниями, бьющими наотмашь. В Розе — типичная «капризность», незащищенность композитора, несмотря на все выставляемые им «шипы» в виде нелицеприятных высказываний напрямую, без обиняков. Роза, живущая в душе Глебова, требовала постоянной заботы...»


29 сентября 2019 года балет «Маленький принц» на сцене Большого театра Беларуси в постановке Александры Тихомировой будет посвящен юбилею Евгения Глебова.

 

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ