Раздел 3
Личное о легендарной. Тамара Николаевна глазами дочери
«Для мамы театр был храмом, где рождается чудо»
Дочь Тамары Николаевны Нижниковой кандидат педагогических наук доцент Алла Борисовна Нижникова рассказывает о своей маме как о человеке исключительного таланта: «Она была в первую очередь профессионалом высочайшего класса, талантливейшим человеком. Ее дарование требовало реализации, и она щедро делилась им с людьми. Мама всегда говорила, что она счастливый человек, потому что могла полностью отдавать себя искусству».
Т. Н. Нижникова с дочерью Аллой
О балансе
«Мама гармонично совмещала профессиональную и семейную жизнь. Обожала свою семью, очень любила детей, всегда находила для нас время. Я не помню случая, чтобы она отмахнулась и сказала, что ей некогда. Всегда занималась с нами с удовольствием и никому не перепоручала. Но дети знали: если мама занимается, ей нужны все условия, чтобы работать над голосом и произведением.
В день спектакля она отдыхала, даже не подходила к телефону, чтобы голос звучал свежо, и она могла полностью отдать себя спектаклю и публике. Всё было направлено на работу, и мама всегда ставила высокую планку, стремясь к профессионализму во всем».
По словам Аллы Борисовны, Тамара Николаевна считала, что голос должен звучать безупречно, без малейших технических погрешностей. Всегда пела душой и сердцем. Её исполнение было гармоничным сочетанием высочайшего мастерства и человечности.
Тамара Николаевна активно участвовала в шефских концертах, выступала в цехах заводов, на полях во время уборочной…Бывало, платье переодевала за стогом сена! Елками застилали трактор, поднимали ее (благо миниатюрная) и она соловьем заливалась! Харизма и обаяние завораживали публику, и та отвечала ей отзывчивостью и любовью – причем не только в театре, но и в повседневной жизни.
Во время гастролей по Беларуси и зарубежным странам певица включала в свою программу разнообразные номера: от оперных арий до народных песен и классических романсов. Её исполнение было настолько проникновенным, что даже самые большие залы, где собиралось тысячи человек, буквально замирали от эмоций. Публика не сдерживала слёз, искренне переживая каждую ноту, которую дарила им Тамара Николаевна.
О любви к ученикам
Тамара Нижникова была не только блестящей певицей, но и талантливым педагогом, любящим своих студентов. Она добивалась результата грамотно и целенаправленно. Требовала безупречной техники, но делала это мягко и с любовью, что очень привлекало в ней.
А. Нижникова, А. Савченко, Т. Цыбульская, Т. Нижникова
Педагогическая деятельность:
После 27 лет работы на сцене Большого театра Беларуси Тамара Николаевна посвятила себя преподаванию. В 1963 году она начала работать в Белорусской государственной консерватории, а затем возглавила кафедру пения. «Мама всегда шла от музыки, — вспоминает Алла Борисовна, которая также училась в классе Тамары Николаевны. — Она анализировала партитуры, изучала литературные первоисточники, развивала голоса студентов грамотно и терпеливо. А ее задания и замечания облекались в настолько мягкие формы, что самой хотелось выполнять то, что она говорила. Хотя учить своего ребёнка сложнее, чем чужого, она справилась с этим вызовом блестяще»
Её подход к обучению сочетал мягкость с требовательностью. «Вопросы профессионального мастерства были для неё принципиальными. Она была уверена, что все должно быть технично точно и органично»
Тамара Николаевна училась в Московской государственной консерватории у великих педагогов: профессора Марии Владимировны Владимировой и легендарной русской певицы и педагога Валерии Барсовой, которые принадлежали к школе Умберто Мазетти. Именно благодаря их методикам она создала уникальную белорусскую русско-итальянскую школу вокала, основывающуюся на глубоком анализе произведения, технике дыхания и четкой работе над голосом.
«Искусство требует не жертв, а верности и преданности»
Тамара Николаевна была настоящей звездой, но об этом не думала: просто светила, дарила всем тепло, радость и свое искусство, которое, как она говорила, требует не жертв, а верности и преданности.
Она всегда подходила к каждому произведению глубоко и основательно, анализируя его содержание и музыкальную структуру. Каждую роль проживала, как будто это была её собственная история.
В процессе работы над партией Татьяны из оперы «Евгений Онегин», например, Тамара Николаевна внимательно изучала первоисточник — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Её любовь к литературному материалу и музыке создавала уникальную атмосферу на занятиях.
«Однажды я зашла на занятие, где мама вела урок с Еленой Бунделевой, − рассказывает Алла Борисовна. − В тот момент я была настолько поражена глубиной подхода и мастерством мамы, разбирающей с Еленой партию Татьяны, что целую неделю после этого не решалась обратиться к маме на "ты", таким впечатляющим был уровень профессионализма и проникновения в материал. Каждый урок Тамары Николаевны превращался в настоящее событие, где внимание уделялось не только технике исполнения, но и глубокому пониманию музыкального текста, его драматургии и внутренней жизни персонажа».
Такая преданность делу и способность передавать знания с огромной ответственностью и страстью стали важной чертой педагогического стиля Тамары Николаевны.
А. Нижникова, Т. Цыбульская, Т. Нижникова, Т. Реутская, А. Матяс
Тамара Николаевна никогда не шла на поводу у моды или внешних эффектов. Она исходила из самой сути музыки, исследуя партитуры, находя новые оттенки и краски. Её подход был строгим, но в то же время вдохновляющим, профессор прививала студентам любовь к искусству и уважение к профессии.
Тамара Нижникова, ставшая настоящей звездой белорусской оперной сцены, быстро освоила белорусский язык и виртуозно пела на нём, завоевывая сердца зрителей. Её талант не остался незамеченным: многие белорусские композиторы создавали партии специально для её голоса. Одним из ярких примеров такого сотрудничества стал знаменитый «Галоп» из оперы «Колючая роза» Юрия Владимировича Семеняко. Известно, что композитор, ехавший на репетицию, набросал мелодию прямо на полях газеты. Этот номер, исполненный Тамарой Николаевной, получил широкое признание и стал важной частью оперного наследия.
Человеческие качества
Вечерняя прогулка
Тамара Николаевна была человеком кристальной честности и высокой нравственности. «Она всегда говорила, что честь, совесть и достоинство — это главные ценности, — рассказывает дочь. — Любила жизнь, людей и искусство, и ей отвечали взаимностью.»
После съемок на ТВ
Особенно запомнился её фирменный пирог «Герман», который хранился в холодильнике в трёхлитровой банке и «жил» годами. Этот символ домашнего уюта был известен всем её друзьям, коллегам и студентам. Герман требовал особого ухода: регулярного "подкармливания" сахаром и молоком. Если его делили, он капризничал и плохо поднимался. Но когда выпекали целиком, он получался настоящим шедевром!
Вместо заключения
Семейные корни
Все трое детей Тамары Николаевны получили музыкальное образование, но решения, чем заниматься дальше, принимали самостоятельно. Старшая − Алла Борисовна − выбрала педагогическую деятельность в области музыки, окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка и Белорусскую государственную академию музыки, 16 лет возглавляла кафедру музыкально-педагогического образования в БГПУ.
Т. Н. Нижникова с детьми
Средний сын Аркадий Аркадьевич стал художником-оформителем, а младший Андрей Аркадьевич одно время увлекался эстрадой, играл на бас-гитаре в профессиональной группе. Театр полюбили все, ездили с родителями на гастроли, много времени проводили за кулисами, с удовольствием смотрели спектакли. В детстве Алла и Андрей даже выходили на «мамину» сцену.
Алла Нижникова в спектакле «Русалка» А. Даргомыжского
Например, в опере «Теремок» исполняли роли зайчат, мышат, лягушат… Участвовали и во «взрослых» постановках, например, в операх «Русалка» А. Даргомыжского или «Пиковая дама» П. Чайковского. На свою первую «зарплату» шестилетняя Алла купила маме сумку и зонт белого цвета в красный горошек, чем очень гордилась.
Т.Н. Нижникова с внучкой Ксенией
Внучка Тамары Николаевны Ксения (дочь младшего сына Андрея) тоже выбрала музыку сферой своей профессиональной деятельности – она дирижер-хоровик.
Память, вдохновляющая поколения
Тамара Николаевна Нижникова останется в истории как человек, который смог соединить высочайшее профессиональное мастерство с искренней любовью к людям и искусству. Её талант, трудолюбие и человечность продолжают вдохновлять новых поколений музыкантов и слушателей. А для своей семьи она была не только легендарной певицей, но и замечательной женой и матерью, которая умела найти баланс между карьерой и личной жизнью.
Ее ученики и последователи продолжают нести ее свет в мир.
К 100-летию со дня рождения Тамары Николаевны Нижниковой на сцене Большого театра Беларуси была представлена опера Дж. Россини «Севильский цирюльник». Напомним, что именно Розина была одной из самых любимых партий певицы, ее визитной карточкой.
В спектакле блистательно исполнили свои партии:
Граф Альмавива – лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины Юрий Городецкий
Фигаро – дипломант международного конкурса Денис Янцевич
Бартоло – лауреат международного конкурса Дмитрий Капилов
Розина – лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова
Базилио – заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий
Берта – лауреат международного конкурса Марина Лихошерст
Фиорелло – лауреат международных конкурсов Руслан Маспанов
Офицер – лауреат международных конкурсов Святослав Сахаров
За дирижерским пультом был маэстро Владимир Оводок
Фото из архива Большого театра Беларуси и семейного архива.
07.03.2025