Онлайн-выставки

«Иоланта» П.Чайковского. История постановок в Большом театре Беларуси

«Иоланта» - не просто опера, это тайна.
О ней написаны сотни страниц исследовательской литературы на разных языках и тем не менее, каждый исполнитель и каждый слушатель при соприкосновении с последней оперой Чайковского будет сталкиваться с многочисленными секретами, кодами и шифрами, заложенными в её музыке.
«Иоланта» существует в особом пространстве, это опера цветущего сада. Однако не только легендарный сад короля Рене присутствует в опере как место разворачивающегося действия, либретто оперы само становится садом аллегорий и символов, а музыка оперы - садом тембров, созвучий, гимнов.
«Иоланта» - опера, о том, насколько важно не только увидеть свет, но и понять его, опера о живущей в прекрасном мраке, опера о большой духовной силе и всеобъемлющей красоте.
«Иоланта» — последняя опера Чайковского. И одна из самых светлых и жизнеутверждающих страниц всего его творчества.

«Иоланта» была поставлена в Большом театре Беларуси четырежды. Начиная с первой версии 1952 года, к этому названию ещё не раз возвращались постановщики. 

 

1952
дирижёр – Б.Афанасьев
режиссёр – О.Моралев
художник – П.Масленников
хормейстер – Т.Орлова

1975
дирижёр – Я.Вощак
режиссёр – О.Дадишкилиани
художник – Е.Ждан
хормейстеры – А.Когадеев, Г.Луцевич

1993
дирижёр – А.Анисимов
режиссёр – В.Цюпа
художник – Э.Гейдебрехт
хормейстер – Н.Ломанович

2004
режиссёр – М.Изворска-Елизарьева
художник - Э.Гейдебрехт
хормейстер - Н.Ломанович

В 2023 году на сцене театра была представлена пятая постановочная версия оперы «Иоланта».

дирижёр - А.Макаров
режиссёр - А.Моторная
художник - Л.Сидельникова
хормейстер - С.Агранович


 

Постановка 1952 года 

Постановка оперы «Иоланта» в 1952 году стала первым спектаклем на белорусской сцене молодого режиссёра Олега Моралёва, показавшего себя внимательным к авторскому замыслу композитора, а также творческим дебютом Тамары Шимко, создавшей цельный заглавный образ и продемонстрировавшей прекрасные вокальные способности. В спектакле успешно дебютировал молодой дирижёр Борис Афанасьев. Из всех трёх новых оперных названий в белорусской чайковиане послевоенных лет («Черевички», «Мазепа» и «Иоланта») именно эту оперу ждала наиболее удачная сценическая судьба. 

 

 Т.Шимко в роли Иоланты

 

 Е.Шестихин в роли Эбн-Хакиа

 

 Сцена из постановки 1952 года с участием Л.Масленниковой (ГАБТ СССР) в роли Иоланты, Р.Осипенко в роли Лауры, В.Волчанецкой в роли Марты, Т.Нижниковой в роли Бригитты

Сцена из постановки 1952 года с участием Л.Масленниковой (ГАБТ СССР) в роли Иоланты, Р.Осипенко в роли Лауры, В.Волчанецкой в роли Марты, Т.Нижниковой в роли Бригитты,

М.Зюванова в роли Рене, Н.Сердобова в роли Эбн-Хакиа

 

 

 


 

Постановка 1975 года 

 Постановщики 1975 года (дирижёр – Ярослав Вощак, режиссёр – Отар Дадишкилиани, художник – Евгений Ждан) придерживались мнения, что музыка в этой опере первична и старались избегать внешних эффектов, в результате чего спектакль получился довольно статичным. Для сценографического решения спектакля было характерно огромное количество бутафорских цветов, обилие гор и скал, призванных создавать атмосферу воздуха и света, о которых поётся в опере. 

 

Сцена из постановки 1975 года с участием Л.Кривёнок в роли Иоланты, Л.Шевченко в роли Бригитты, Н.Рудневой в роли Лауры, П.Дружины в роли Марты 

Сцена из постановки 1975 года с участием Л.Кривёнок в роли Иоланты, Л.Шевченко в роли Бригитты, Н.Рудневой в роли Лауры, П.Дружины в роли Марты 

Иоланта - И.Шикунова, Водемон - А.Дедик

 

-


 

 Постановка 1993 года

В 1993 году новая творческая команда - дирижёр Александр Анисимов, режиссёр Вячеслав Цюпа, художник Эрнст Гейдебрехт, -постарались избежать недостатков предыдущих постановок, когда опера воспринималась как сказка для детей, с невыразительным центральным образом слепой девушки. Предлагаемая режиссёром трактовка образа Иоланты исходила из идеи о том, что слепота героини не является ущербностью, девушка познаёт мир имеющимися у неё возможностями. Отсутствие зрения развило у Иоланты шестое чувство, и она живёт в предчувствии чего-то значительного. Этим значительным становится встреча с Водемоном. Любовь требует от Иоланты посмотреть на мир глазами возлюбленного. Героиня предстаёт как полноценная личность, со своим мировоззрением и знанием жизни. Большое значение постановщик придал драматическому таланту исполнителей, оставляя им широкие возможности для собственных интерпретаций образа в предложенных режиссёром обстоятельствах.

 

Рене - Я.Петров, Иоланта - И.Журко-Иоланта, Водемон - А.Тузлуков

Иоланта - И.Журко, Бригитта - Т.Третьяк


 

Постановка 2004 года

Постановка 2004 года стала сценической редакцией версии 1975 года. Визуальный облик спектакля, а также постановочное решение практически не изменились, были скорректированы некоторые мизансцены.

 


 

Постановка 2023 года


Режиссёром-постановщиком выступила лавный режиссёр театра Анна Моторная, дирижёром-постановщиком - главный дирижёр театра Артём Макаров, и художником-постановщиком - главный художник Любовь Сидельникова.

Комментируя замысел новой постановки, Анна Моторная на заседании художественного совета сказала: «Это безусловный шедевр Петра Ильича Чайковского, лирическая философская исповедь композитора. Пётр Ильич смог совершить прорыв в истории искусства: он создал оперу, которая в конце XIX века практически проложила путь всему раннему русскому модерну - мистицизму, символизму. Более того, в этом произведении есть вещи, чрезвычайно важные именно для сегодняшнего молодого поколения, постоянно находящегося в состоянии баланса между добром и злом, верой и неверием, реальностью и нереальностью, - ведь здесь речь идёт и о многих серьёзных психологических и социальных проблемах, и о духовном внутреннем подвиге человека. Сегодня невозможно говорить об «Иоланте», как о сказке. В этой опере соединена средневековая французская легенда, мистическое ощущение, символика, сакральность, православная духовность и на этой основе создано настоящее литургическое действо. И это редчайшая опера, приходящая к абсолютно светлому катарсическому финалу. И мы должны принести её зрителю так, чтобы каждый мог ощутить этот катарсис».

 

Фото репетиций новой постановки

Владислав Зозулько и Анна Моторная

Андрей Валентий

Станислав Трифонов

 

 

 

Елена Золова

 

Клавдия Потемкина

 

Дарья Горожанко

Александр Гелах

 

 

 

ПАРТНЕРЫ